Кейс: профсоюз "Ученик"

6-20 декабря 2021 года административная команда ГБОУ СОШ № 323 проходила обучение по краткосрочной программе «Современные воспитательные практики в пространстве взросления ребенка». Курсы в формате работы с кейсами проводил Центр непрерывного повышения профессионального мастерства СПб АППО.

Третьим заданием стал анализ реальной ситуации, произошедшей около трех лет назад. Процитируем:

В 2018 году ученик 10-го класса гимназии № 622 в Санкт-Петербурге Леонид Шайдуров создал профсоюз для борьбы учеников за свои права.

Обосновывая идею создания ученической организации Леонид Шайдуров сказал: «Если у нас возникает проблема, то нас игнорируют и отсылают в какой-то совет старост, где обсуждаются вопросы, которые нас не касаются или не интересуют.

Школьники решили провести первое собрание на футбольном стадионе, чтобы обсудить дальнейшие планы и сформировать конкретные цели и задачи организации. Руководство гимназии восприняло собрание на футбольном поле как митинг и акцию протеста. Леонида и всех участников по очереди вызвали к директору, где было озвучено, что отчислят всех участников «митинга», возбудят уголовное дело, поставят на учет и направят к психологу. 

Дело получило большой общественный резонанс, о нём писали многие СМИ, но администрация гимназии так и не пошла навстречу ученикам. Попытки запугать Леонида и его соратников привели к обратному результату. Подростки только крепче сплотились и утвердились в своих намерениях. Ситуация обострилась.

Проанализируем! Увы, внутренние противоречия системы образования, связанные с невозможность манифестировать, обсуждать и учитывать подлинные интересы участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей, педагогов и администрации, государственного «заказчика»), оставляют мало шансов для развития ситуаций, подобных описанной, по идеальному сценарию.

Если обратиться к нашему опыту работы с проблематикой разрешения конфликтов, ситуация «бунта» предстает однобокой и не вполне продуктивной, ведь манифестируются здесь интересы лишь одной из сторон в сложной системе отношений. 

Образно говоря, это равноценно замене одной из ножек качающегося табурета на новую и более крепкую, но не подходящую по длине, что вряд ли поможет укрепить опору. Разрешить конфликт продуктивно без учета подлинных интересов всех сторон не получится, а в массовой школе для этого обычно нет условий. Так что описанное в кейсе – лишь «симптом» более общей социальной проблемы.

В 2020 году мы провели мини-исследования, посвященное восприятию позитивных и негативных черт образовательного пространства, которые на самом деле являются неразрывно связанными. С методикой и результатами исследования вы можете ознакомиться по ссылке ниже.

Отметим, что одной из фундаментальны причин, мешающих диалогу участников образовательных отношений, является не всегда рефлексируемая ими разница в восприятии социальной модели и социальной миссии образования. Декларируемая государством миссия не совпадает с представлениями родителей и педагогов, при этом все три позиции достаточно далеки от прозаичной реальности.


Ответственный: заведующий ресурсным центром Кузьмин Г.С.